Первое поколение консолей

Добрый день, читатели. Сегодня мы запускаем новую рубрику, название которой ещё не придумали. Да это и неважно, главное – содержание. Мы постараемся ясно и понятно рассказывать о различных аспектах игровой индустрии. Здесь вы можете встретить, как истории различных компаний, так и истории различных игровых серий. Рассуждения о железе, процессе разработки – список очень большой. Впрочем, Вы и сами разберётесь по ходу дела.

Первые выпуски данной рубрики я бы хотел посвятить истории появления и становления видеоигр, а точнее — различным поколениям домашних консолей. Несомненно, на данное решение повлиял анонс PlayStation 4, которая принадлежит к восьмому поколению игровых систем. Если всё сложится удачно, данный цикл может закончиться сравнением новых консолей и прогнозами относительно их будущего (Xbox 720 должен открыться широкой публике уже в апреле).

Пока мы не будем рассматривать создание первых видеоигр и 25-летний период до появления первой консоли. Возможно, когда-то в будущем я вернусь к этому вопросу.

Что-то вступление затянулось, пора приступать к делу. Ваши отзывы и комментарии очень важны, пишите о том, что вам понравилось или не понравилось. Поехали.

Первое поколение игровых систем

Движение вокруг домашних игровых систем началось благодаря инженеру Ральфу Бэру. Именно ему принадлежит идея создания интерактивной видеоигры с использованием телевизора. Именно его мы можем назвать одним из самых важных людей не только в период первого поколения, но и для всей индустрии целом.

Ralph baer

Над самой концепцией интерактивного телевидения Ральф задумался ещё в 1951 году, когда разрабатывал телевизор для фирмы Loral. Но вплоть до 1966 года это всё оставалось лишь идеей.

Работая на Sanders Associates, изобретатель создал простенькую игру Chase, в которой два игрока управляли точками на экране. Бэр решил показать изобретение директору компании Герберту Кампману и не прогадал. Было получено небольшое финансирование и несколько человек в помощь. К проекту подключились такие люди, как Билл Гарриссон и Билл Руш. Совместными усилиями прототип устройства был готов в 1968 году, и Ральф Бэр получил патент на своё изобретение. На тот момент приставка могла воспроизводить несколько игр, в том числе электронную версию пинг-понга.

Все эти наработки Ральф решил продать одному из кабельных каналов. Продуктом заинтересовался президент компании Teleprompter Губерт Шлаф. Разработка продолжилась дальше, и результатом стало устройство «Brown Box». Оно имело два контроллера, световой пистолет и 16 переключателей, отвечающих за выбор игры.
В 1969 году было принято решение запускать Brown Box в производство. Поиски покупателя были долгими, но в конце-концов договорённость была достигнута с компанией Magnavox – производителем телевизоров и бытовой техники. Однако, перед выходом в широкие массы приставка подверглась некоторым изменениям. Во-первых, цветная графика была отменена в угоду стоимости продукта. Во-вторых, была введена система картриджей, которые состояли из наборов переключателей, разным комбинациям которых соответствовали разные игры.

Именно в таком виде в августе 1972 года Magnavox Odyssey увидела свет. Несмотря на инновационность продукта, успехом приставка не пользовалась. Стоимость составляла 100 долларов, и за 4 года было продано около 330 тысяч экземпляров. Прежде всего, это связано с плохой маркетинговой компанией. Некоторые люди по ошибке думали, что к устройству необходим телевизор Magnavox. Как бы там не было, в 1975 году производство первой игровой приставки свернули.

Но давайте, пока немного отойдём от истории и посмотрим, что же представляла собой Magnavox Odyssey.

Magnavox Odyssey

Magnavox Odyssey

Pong

Несмотря на то, что приставка была основана на диодно-транзисторной логике, система не была аналоговой полностью. Само ядро синтеза элементов игры было цифровым.

В комплект с приставкой входили фишки и листики для ведения счёта; пластиковые накладки на телевизор, которые добавляли визуальные компоненты (футбольное или хоккейное поле). Сама приставка позволяла выводить на экран только три точки (две управляемые и мяч) и линию посредине (сетка для бадминтона). Помимо этого существовало 11 картриджей с несколькими играми на каждом. Ходили крипи-стори о загадочном двенадцатом картридже, но видимо, игра для него была отменена. Ральф Бэр хотел разработать «активные картриджи», добавляющие в игру больше возможностей (звук, скорость мяча), но его идея не нашла поддержки.

Для управления точками использовались два манипулятора, на каждом из которых находились два диска, отвечающие за X и Y оси перемещения. Дополнительно можно было приобрести световой пистолет Shooting Gallery, который был разработан самим Ральфом. Специально для него было выпущено 2 картриджа (четыре игры) и восемь накладок на телевизор. При желании можно было заменить шесть батареек на блок питания 9V. Для удобного переноса Magnavox Odyssey продавался белый чемоданчик Carrying case.

Всего для приставки было выпущено 28 игр: Table Tennis, Fun Zoo, Percepts, Simon Says, Ski, Analogic, Baseball, Brain wave, Football (два варианта), Hockey, Soccer (два варианта), Tennis, Cat and Mouse, Haunted House, Invasion (три варианта), Win, Submarine, Wipeout, Roulette, States, VolleyBall, Handball, Basketball, Dogfight, Prehistoric Safari, Shootout, Shooting Gallery, Interplanetary Voyage.

На волне, какой-никакой популярности Magnavox Odyssey, появление клонов стало неизбежно.

Overkal

Overkal

Появилась в 1973 году и являлась испанским пиратским клоном. В отличие от оригинала, вместо картриджей использовались пять кнопок, отсюда всего семь игр. Контроллеры были припаяны, что, однако, было надёжнее. Также отсутствовал световой пистолет.

Telematch de panoramic

Telematch de panoramic

Аргентинский пиратский клон, который появился в 1975 году. Распространялся по всей Южной Америке.
Приставка была встроена в переносной корпус, оснащена блоком питания и припаянными контроллерами. Фишки и карты отсутствовали, поскольку было доступно всего пять простых игр, которые выбирались пятью кнопками. Зато, система приставки строилась на двух платах и поэтому имела дополнительную графику.

Kanal-34

Kanal-34

Очень редкий шведский клон, который не сохранился до настоящего времени. Был выпущен в 1976 году.

Odyssee

К сожалению, фотографии найти невозможно. Однако, известно что приставка выпускалась немецкой фирмой ITT Schaub Lorentz по лицензии Magnavox. Вполне вероятно, что выглядит и работает она точно также.

Это далеко не все клоны Magnavox Odyssey, однако к остальным мы ещё вернёмся. А пока давайте поговорим о том, что произошло после прекращения производства первой приставки.

И снова Magnavox Odyssey

После неудачного старта Odyssey, компания взяла курс на удешевление и упрощение производства, увеличение функционала. Для этого ещё в 1973 году Ральф Бэр обратился к нескольким компаниям для разработки чипа, управляющего всей логикой игры. В итоге был подписан контракт с Texas Instruments, которые весной 1975 года предоставили свою разработку.

Осенью этого же года на прилавках появилась Magnavox Odyssey 100, которая была намного дешевле предшественника. Обратной стороной медали оказались всего две игры, закреплённые манипуляторы и отсутствие картриджей.

Всё в том же 75-ом году появилась Magnavox Odyssey 200, в которой с помощью двух новых чипов была реализована игра Smash и добавлено ведение счёта.

В 1976 году на прилавках появились сразу три варианта приставки — Magnavox Odyssey 300/400/500. Первая отличалась чипом General Instruments AY-3-8500. Счёт отображался цифрами, приставка содержала три игры. Вторая была такой же, только работала на базе старого чипа. Третья, помимо новой игры – Сквош, принесла цветную графику. Точки были заменены на человечков, что на тот момент было немалым прорывом.

В 1977 году появились Magnavox Odyssey 2000/3000/4000 на базе чипа General Instruments AY-3-8500. Во втором, наконец-то, были реализованы проводные манипуляторы, а третий поддерживал восемь игр и джойстики. Всё в том же году должна была появиться революционная Magnavox Odyssey 5000 с 24 играми для 4 игроков. Однако, она не вышла. Наступила эра консолей второго поколения, и разработка была переориентирована на Magnavox Odyssey 2.

o100cl

Отдельно стоит упомянуть приставки Philips Odyssey. Они выходили в Европе и Австралии по лицензии от Magnavox. В 1976 году вышла Philips Odyssey 200 – полный аналог Magnavox Odyssey 200. В 1977 и 1978 годах вышли Philips Odyssey 2001 и Philips Odyssey 2100 соответственно. Они были основаны на мощных чипах National Semiconductor и имели проводные манипуляторы paddle-типа. Последняя приставка отличалась 32 вариациями 6 игр.

o2001

На этом история первого поколения игровых систем для компании Magnavox заканчивается. Но наша история ещё продолжается. Несмотря на слабый успех первой игровой приставки, её появление стало роковым для развития техники того времени. Немало компаний повернули курс на домашние игровые системы. Поговорим о некоторых из них.

Pong

В 1971 году Нолэн Бушнелл, глава Atari попал на демонстрацию Magnavox Odyssey. Консоль его настолько впечатлила, что он привлёк группу разработчиков для адаптации концепции пинг-понга на аркадные автоматы. Игра была очень успешна и в 1973 году инженер Гарольд Ли предложил создать домашнюю версию такого автомата. В течении 1974 года Гарольд Ли, Алан Алкорн и Боб Браун трудились над проектом с кодовым названием Darlene. Однако к тому времени, когда консоль была готова, популярность Magnavox Odyssey стала падать. В такой ситуации было очень трудно найти продавца для новой приставки. Но всё же инженерам удалось договориться и выпустить 150 тысяч экземпляров к Рождеству 1975 года. Консоль вышла под маркой Tele-Games, принадлежащей компании Sears. Неожиданно, успех оказался большой, что придало уверенности разработчикам. Следующие два года выходило немало модификаций, как под лейблом Tele-Games, так и под Atari. Мало того, началось производство приставок нового типа – гоночных и пинбольных. В конце 1977 года Atari представила консоль нового поколения.

Всего за эти года вышло около 20 различных видов Pong. Некоторые их них были идентичными, но выходили под разными марками. Pong, Pong Doubles (Pong IV), Super Pong, Super Pong 10, Super Pong Pro-AM, Super Pong Pro-AM 10 (Super Pong IV), Ultra Pong (Pong Sports II), Ultra Pong Doubles (Pong Sports IV), Motocross (Stunt Cycle + новые игры), Hockey-Tennis III, Hockey-Tennis II, Speedway IV, Speedway, Hockey Pong, Super Pong IV.

Приставки содержали от 1 до 16 игр и поддерживали от 2 до 5 игроков. Контроллеры были как проводные и встроенные, так и гибридные. Некоторые модификации поддерживали игру против консоли.

Pong приставки очень напоминали Magnavox Odyssey, что не осталось незамеченным. Atari была вынуждена заплатить 700 тысяч долларов штрафа. Они не последние, на кого подала в суд Magnavox. Несмотря на всё это, серия Pong стала самой популярной игровой системой первого поколения.

Pong-CONSOLE

Coleco Telstar

В 1975 году General Instruments (на их продукции основаны некоторые приставки Magnavox) разработали новый игровой чип AY-3-8500. На его основе можно было создать полностью рабочую игровую приставку, дополнительных элементов практически не требовалось. Важной особенностью являлась поддержка шести игр с несколькими уровнями сложности.

Компанию Coleco заинтересовали данные разработки. Им нашли применение в серии консолей Telstar. Приставки были достаточно дешёвыми и популярными. Однако в 1980 году интерес стал угасать и компания чуть не обанкротилась.

Всего было выпущено около 15 модификаций, 11 из которых на базе вышеупомянутого чипа: Telstar, Telstar Classic, Telstar Deluxe, Telstar Ranger, Telstar Alpha, Telstar Colormatic, Telstar Regent, Telstar Sportsman, Telstar Colortron, Telstar Marksman, Telstar Galaxy,Telstar Combat, Telstar Arcade, Telstar Gemini.

Различия заключались в количестве игр и уровней сложности, комплектации и чёрно-белом/цветном виде изображения. Важным отличием от других конкурентов являлась продажа приставки в частично разобранном виде. Корпус и контроллеры пользователи могли подобрать по своему вкусу.

ColecoTelstar-front

Вот мы и рассмотрели трёх основных представителей домашних игровых систем первого поколения. Несомненно, их больше. Были и европейские Philips Tele-Spiel ES-2201, и японские Nintendo Color TV Game, и другие. Заострять наше внимание на них не имеет смысла.

Отечественные разработки

Однако есть ещё приставки, которые я бы хотел вынести отдельно. Это первые и последние разработки наших советских инженеров: серия Видеоспорт, Электроника Экси Видео, Эврика и Палестра. Разумеется, пока приставки Pong-типа дошли до нашей Родины, в США появилось второе поколение. Однако данные консоли менее интересными от этого не становятся.

Видеоспорт была заточена под игры со световым пистолетом. Поговаривают, что стрелять по ней учили даже в армии и милиции.

800px-Elektronika-VideoSport3-7

Электроника Экси Видео содержала 5 различных спортивных игр. В одной из версий были добавлены 2 стрелковые игры.

Elektronika-Eksi

Про остальные известно очень мало. Но они тоже были.

x_ad02b42b

Пожалуй, на этой патриотической ноте я и закончу данный рассказ. Надеюсь, вы не очень скучали. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Не забывайте оставлять отзывы.

5 Comments

Add a Comment